?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что нас заставляет сохранять приличия? Делать нелепые неудобные жесты только потому, что мы знаем, что так правильно? Откуда оно берётся? Родители подавали пример, о чём-то говорили книжки, но большая часть таких знаний берётся ниоткуда. И это не знание даже, а интуиция. Так откуда она? Генетическое?..

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
ars_vivendi_888
May. 29th, 2012 10:46 pm (UTC)
Мне иногда кажется. что тут во многом работает культурная память... Это почти как генетическое, только на немного другом уровне, наверное....
rainell
May. 29th, 2012 10:56 pm (UTC)
мне тоже это интересно, особенно то,почему при внешних сходных характеристиках у одних оно есть а у других оного нет
_lestar_
May. 29th, 2012 11:14 pm (UTC)
Это все появилось на основе примера. ОТ родителей, от сверстников, от наставников. ТО есть где-то и когда-то мы приняли эту схему поведения как наиболее удачную. Плюс родители объяснял как и что правильно. а как и что не правильно.
alquenaro
May. 30th, 2012 10:28 am (UTC)
Мне никто не объяснял, например, такую неочевидную вещь, что когда входишь в лифт, даму вперёд не пропускают. Потом узнал, что был прав. Логика, что ли?
_lestar_
May. 30th, 2012 10:48 am (UTC)
Все просто, лифт это потенциально опасное место. Замкнутое пространство над вертикальной шахтой. Так что пропускать в него даму, все равно что пропускать даму вперед по заминированной дороге. "Иди, Зульфия, иди." (с) из анекдота
alquenaro
May. 30th, 2012 10:51 am (UTC)
Ну да, логика. Оно как-то подсознательно сложилось.
aenye
May. 29th, 2012 11:37 pm (UTC)
Это культурный код.
Меня вот этому не родители учили - они были не мастаки.
Меня научила ролевая среда плюс я сама была склонна к выстраиванию границ. Вежливость - это границы. Четко обозначенные, без пулеметных вышек.
Леди Кроули знала об этом все.
alquenaro
May. 30th, 2012 10:29 am (UTC)
Да, ролевая среда тоже. Насчёт границ ты права, но жаль, что вежливую дистанцию многие воспринимают как нежелание общаться.
aurum_aka_miko
May. 30th, 2012 05:13 am (UTC)
Убеждена, что от общества. Тебе кажется, что ниоткуда. Человек обычно фокусирует свое внимание на малой части из того, что происходит вокруг (а помнит еще меньше, причем в памяти все перемешивается по времени и содержанию), в то время как ум записывает всё - картинки, запахи, звуки, ощущения.. И в нужный момент времени подает такие модели поведения из прошлого, которые наиболее близки настоящей ситуации.
А если верить в реинкарнацию, то подкидывает ум и что-то из прошлых жизней %)
alquenaro
May. 30th, 2012 10:33 am (UTC)
Я столько всякого видел в обществе, что проще верить в реинкорнацию =) хотя я считаю, что генетическая память играет одну из первых ролей.
norwen_elelante
May. 30th, 2012 06:06 am (UTC)
Сейчас очень популярно как раз демонстративно пытаться отбрасывать эти нелепые неудобные жесты. К сожалению, так считают и близкие мне люди. И это печально!
alquenaro
May. 30th, 2012 10:35 am (UTC)
Когда на ролевой игре начинается неигровуха, только хороший игрок может спасти положение, упорно продолжая играть :) Главное, что так не считаешь ты.
drago_sumy
May. 30th, 2012 06:21 am (UTC)
общество, родители, книги. Если в книге герой ведет себя как-то как нам нравится, мы перенимаем его манеру отчасти. То есть говорим себе - если я буду делать так, то будет хорошо. Также и с примерами общества. Родители не всегда могут этому научить, я думаю.
alquenaro
May. 30th, 2012 10:35 am (UTC)
Да, наверно, это помимо логики и интуиции, ещё и совокупность примеров.
orome_risc
May. 30th, 2012 06:37 am (UTC)
Родители подавали пример
Мне кажется в основном от них все-таки. Причем, если сейчас в 20-30 лет вам кажется, что никто не учил, не подавал пример, возможно вы просто не все помните :)
alquenaro
May. 30th, 2012 10:43 am (UTC)
Ну, у меня в целом осталось в голове, что отец всегда был мудр, а мать - принципиальна и склонна к самопрожертвованию ради удобства других. Но никаким конкретным вещам, больших чем произносить слова вежливости, они меня не учили. Видимо, работает всё в совокупности: личные примеры, герои книг, логика...
arelein
May. 30th, 2012 06:42 am (UTC)
Нет, не генетические - исключительно впитывается в процессе социализации, в основном, в раннем детстве. В качестве доказательства, можно рассматривать нормы в различных обществах (у разных стран и народов), если почитать этнографические исследования (типа Маргарет Мид), то много неожиданного обнаруживается. Еще можно сравнить то, что считается приличным сейчас и считалось лет 200, скажем, назад, очень серьезные различия местами.
alquenaro
May. 30th, 2012 10:38 am (UTC)
Очень интересно было бы почитать, спасибо! И вот бы был сравнительный текст! Хотя, на истории России нам много такого читали как раз.
arelein
May. 30th, 2012 05:20 pm (UTC)
По истории не знаю. А книги по культурантропологии есть в Интернете, посмотри, например, М. Мид "Культура и мир детства", очень познавательно да и написано отлично.
aini_svetlja4ok
May. 30th, 2012 06:02 pm (UTC)
Гм. Я вот считаю, что почти ничему не научилась из того, чему могла. Я до сих пор могу совершенно без умысла нахамить или не сообразить в чем-нибудь помочь, хотя мама с бабушкой (и очень часто отец) так, как правило, не делали, а наоборот, были всегда готовы уступить другому человеку и потерпеть что-либо. Правда, мне всегда казалось, что они часто делают это не столько по движению души, сколько именно из следования определенным нормам. Видимо, это и сыграло свою роль, и я не стеснялась показывать свое отношение к ситуации (и неоднократно получала за это от общества).
tavia_
May. 30th, 2012 06:48 am (UTC)
Смотря о чем ты говоришь.
Т.к. не знаю, о чем ты, то буду отвечать наугад: и людям, и собакам, и другим социальным млекопитающим/птицам свойственно подавать друг другу разные сигналы умиротворения. "Я тебя вижу", "я ничего против тебя не имею", "я не претендую на твой кусок", "ты мне интересен", "я на тебя не охочусь, а просто играю" / "Это просто шутка" и т.д.
Другое дело, что да, то, какие именно это будут сигналы, во многом определяется культурой. Т.е. берутся они от окружающих ребенка людей.

Edited at 2012-05-30 06:58 am (UTC)
alquenaro
May. 30th, 2012 10:40 am (UTC)
Я говорил о личном расстоянии, о жестах соблюдения приличий, но то, о чём говорила ты, тоже стоит рядом.
tavia_
May. 30th, 2012 11:14 am (UTC)
О каких именно жестах идет речь? Расстояние - явно сочетание личных особенностей человека и культурных норм.
alquenaro
May. 30th, 2012 11:24 am (UTC)
Если без конкретных примеров, то жесты приличия и вежливости в отношении друг друга.
arelein
May. 30th, 2012 05:21 pm (UTC)
А можно с конкретным примером, а то непонятно?
alquenaro
May. 31st, 2012 01:25 pm (UTC)
Отказываешься от предложенных старой знакомой взаймы денег на кофе, когда выясняется, что кафе не берёт карты. Ищешь банкомат и снимаешь эти несчастные 100 рублей с процентами в ту же сумму.
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

Грёза
alquenaro
Зелёный Ветер

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com